Павелецкий вокзал почему так называется


Почему Павелецкий вокзал назван Павелецким ?

Next Entry

pikeМосквичи знают, что в нашей столице есть Павелецкий вокзал. Но почему он сейчас называется Павелецким ? В честь чего он так назван ? Вот сейчас мы и попробуем это выяснить.Павелецкий вокзал был построен в 1900 году по проекту архитектора А. Красовского для обслуживания Рязано-Уральской железной дороги. Павелецкий вокзал связывает столицу со Средним и Нижним Поволжьем. Общество Рязанско-Уральской железной дороги в царской России управляло крупнейшей частной железной дорогой, которая связала 12 густонаселенных губерний. Но выхода в Москву старая железная дорога на тот момент не имела. В связи с этим Правление железной дороги выступило перед правительством России с ходатайством дать разрешение на постройку железнодорожной ветви Павелец — Москва. В мае 1897 года было получено разрешение Николая II на постройку железнодорожной линии. Постройка новой жд ветки была завершена в сжатые сроки — на 8,5 месяцев ранее назначенной даты окончания строительства. Однако построенная железная дорога не имела железнодорожного вокзала в Москве. Известный нам сегодня по названию «Павелецкий» вокзал вплоть до послевоенного времени именовался «Саратовским», а привокзальная площадь — «Саратовской». Это было связано с тем, что управление Рязано-Уральской дороги находилось в Саратове. В настоящее время в Саратове находится управление Приволжской железной дороги, правопреемницы Рязано-Уральской железной дороги, к которой также относятся железные дороги Астраханской и Волгоградской областей (Астраханское и Волгоградское отделения Приволжской ЖД, соответственно). Лишь в послевоенное время вокзал получил нынешнее название по посёлку Павелец Рязанской области. Станция находится на стыке Московской и Юго-Восточной железных дорог. Располагается рядом с посёлком Павелец Рязанской области.

Павелец - посёлок городского типа в Скопинском районе Рязанской области России с населением 1980 человек (2010 год). Развитие посёлка связывается со строительством в 1900 году станции Рязано-Уральской железной дороги получившей название по близлежащему селу (в конце XIX века в этом селе было несколько тысяч жителей и церковь). Название села предположительно связывают с именем первого владельца угодий или первопоселенца (Павелец - уменьшительное от имени Павел). В конце XIX века село это приобрело известность месторождениями каменного угля и строительного камня, нашедшего применение даже при постройке храма Христа Спасителя в Москве (выстроена из него лестница к Иордани). Статус посёлка городского типа с 1927 года.

Станция Павелец -  1 - Тульский:

Фото: train-photo.ru

Tags:

pike.livejournal.com

Почему Павелецкий вокзал – единственный, названный не по направлению? — Сквер Москва

Изначально он был Саратовским, а линию Москва-Павелец строило общество Рязано-Уральской железной дороги. Это было одно из крупнейших железнодорожных акционерных обществ в России, имевшее огромную сеть железнодорожных линий, перевозивших в основном хлебные грузы и при этом не имевших выхода к Москве. Поэтому Павелецкий ход – это, по существу, подъездной путь или соединительная ветвь, хотя так его никто никогда не называл и все считают его ещё одним магистральным направлением, которым, кстати, оно и стало в 1930-е годы, когда появилась идея «сверхмагистрали» Москва-Донбасс. Отсюда же ещё одно проектное название – Донбасский вокзал, но он так никогда не назывался, это была только идея, а станция метро должна была называться «Донбасская» (нынешняя Павелецкая-радиальная). «Сверхмагистраль», кстати, в итоге получилась, это как раз и есть Павелецкое направление и дальше.

Станция Павелец Рязано-Уральской железной дороги была выбрана как начальная точка этой соединительной линии просто потому, что от неё было удобнее всего тянуть дорогу к Москве. Это был и есть небольшой городок. В то же время название «Саратовский вокзал» гораздо более логично, т.к. управление Рязано-Уральской железной дорогой находилось именно в Саратове и это был, по существу, главный город на этой дороге. То есть переименование оказалось в чём-то нелогичным, хотя Павелец – это конечный пункт той самой соединительной линии, а дальше начиналась другая железная дорога. Здесь я бы провёл параллель с Савёлово – это тоже небольшая промежуточная станция и дорога тоже идёт дальше. Но на тот момент конечной станцией было именно Савёлово, хотя вокзал первые годы был Бутырским.

Возвращаясь к Павелецкому вокзалу, я бы перефразировал вопрос так: кого из властей и чем не устроил Саратов? Ответа на него пока нет. То же самое с годом переименования: всюду пишется про 1947 год, но станция метро Павелецкая — это 1943 год, и на схеме железных дорог СССР того же года станция указана как Москва-Павелецкая. Поэтому однозначно раньше. Когда — пока неизвестно.

skver.2gis.ru

Павелецкий вокзал - это... Что такое Павелецкий вокзал?

Координаты: 55°43′46″ с. ш. 37°38′21″ в. д. / 55.729444° с. ш. 37.639167° в. д. (G) (O) (Я)55.729444, 37.639167

Павеле́цкий вокзал — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Павелецкая, расположенный по адресу: Павелецкая площадь, д.1. Один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы.

Краткая характеристика

  • Павелецкий вокзал вскоре после постройки

Вокзал был построен в 1900 году по проекту архитектора А. Красовского[5] (по другим данным, по проекту архитектора Н. А. Квашнина[6]) для обслуживания Рязано-Уральской железной дороги. Первоначально вокзал назывался Саратовским, в связи с тем, что управление Рязано-Уральской дороги находилось в Саратове. Лишь в послевоенное время вокзал получил нынешнее название по посёлку Павелец Рязанской области. Павелецкий вокзал связывает столицу со Средним и Нижним Поволжьем, Центральным Черноземьем, Донбассом, а также некоторыми городами Кавказа; в этой связи он фактически является дублером Казанского, однако в перевозках дальнего следования используется не слишком интенсивно из-за инфраструктурной неразвитости отдельных участков магистрали. Также с вокзала идут пригородные электропоезда до аэропорта «Домодедово» и по Павелецкому направлению до станции Узуново.

Направления

Схема дальнего сообщения

Алма-Ата, Астрахань, Балаково, Балашов, Волгоград, Воронеж, Камышин, Липецк, Лиски, Луганск, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Ртищево, Саратов, Ставрополь, Тамбов.

История вокзала

Строительство ветви Рязано-Уральской железной дороги

Общество Рязанско-Уральской железной дороги в царской России управляло крупнейшей частной дорогой, которая связала 12 густонаселённых губерний. Но выхода в Москву дорога не имела. В связи с этим Правление дороги выступило перед правительством с ходатайством дать разрешение на постройку ветви Павелец — Москва. В мае 1897 года, было получено разрешение Николая II на постройку линии. Постройка новой ветки была завершена в сжатые сроки — на 8,5 месяцев ранее назначенного. Однако построенная дорога не имела вокзала в Москве.

Открытие вокзала прошло 1 сентября 1900 года. На вокзале был отслужен молебен с водоосвящением. На торжествах присутствовали главный инженер строительства В. В. Тимофеев, начальники служб, станционный персонал и представители делового мира — будущие грузоотправители.

Особенности строительства вокзала

Вокзал был построен по строительным канонам того времени: здание симметричное с повышенным центром, высокие окна, широкий и удобный подъезд. По главному фасаду со стороны площади были расположены входы, вестибюль, багажное отделение, залы для публики и помещения, назначение которых требует близости к залам — билетные кассы, телеграф, аптека и буфет. В центре — высокий обширный операционный зал, отделявший помещения для пассажиров первого и второго классов от третьего класса.

Построено здание из кирпича на бутовом фундаменте в два этажа с третьим над средней купольной частью здания и с мансардами над боковыми выступающими частями. Длина вокзала составляла 83,7 м. Наружные стены имели толщину в 2,5 кирпича — запас прочности для невысокого здания изрядный. Наружная поверхность стен облицована специальным кирпичом, цоколь — тесаным камнем, вестибюль и карнизы в залах имели лепные украшения. Во всем чувствовалась основательность и солидность.

По фасаду вокзала со стороны железнодорожных путей были сосредоточены служебные помещения, место для жандармов, парадные царские комнаты и выходы на платформы. Для своего времени вокзал был достаточно удобен, рационально спланирован, имел оригинальную систему отопления и необыкновенно изящную башенку-амфору, игравшую роль флагштока.

Реконструкция вокзала

Электровоз ЧС2 на Павелецком вокзале

Старый Павелецкий вокзал органично вписался в облик городской площади. Поэтому когда в начале 1980-х годов пришла пора генеральной реконструкции, требования к её проекту были весьма высоки: необходимо было обеспечить современные удобства пассажирам, и параллельно решить непростую градостроительную задачу — сохранить облик московской площади, оставить узнаваемым её силуэт, отложившийся в памяти москвичей.

Реконструкция проводилась трестом «Мострансстрой». Архитекторы А. Гурков, С. Кузнецова и А. Воронцов успешно выполнили сложную творческую задачу, в основном сохранив стиль прежнего здания.

Капитально обновлённый Павелецкий открылся 3 ноября 1987 года.

Новый вокзал превысил старый в шесть раз по объёму и в четыре по пропускной способности, стал значительно удобнее и комфортнее. Теперь он в состоянии принять, обслужить и разместить в своих залах около 10 тыс. человек в час — это уровень весьма крупного транспортного комплекса.

Со стороны площади здание смотрится одноэтажным. Однако на самом деле там разместилось три уровня пассажирских помещений, технический этаж и новейшие системы обслуживания.[уточнить]

Современный вокзал

Платформа Павелецкого вокзала сегодня

Интересные факты

  • Известный нам сегодня по названию «Павелецкий» вокзал вплоть до послевоенного времени именовался «Саратовским», а привокзальная площадь — «Саратовской». Это было связано с тем, что управление Рязано-Уральской дороги находилось в Саратове. В настоящее время в Саратове находится управление Приволжской железной дороги, правопреемницы Рязано-Уральской железной дороги, к которой также относятся железные дороги Астраханской и Волгоградской областей (Астраханское и Волгоградское отделения Приволжской ЖД, соответственно).
  • На Павелецкий вокзал 23 января 1924 года прибыл траурный поезд с телом В. И. Ленина. В 1979—1980 гг. слева от вокзала был построен Павильон-музей «Траурный поезд В. И. Ленина». С 1941 по 1992 год площадь перед вокзалом называлась Ленинской в память о данном событии.
  • Павелецкое направление обслуживается пассажирскими электровозами ЧС2К депо Ожерелье, прошедшими модернизацию в Ярославле.
  • Павелецкий вокзал показан в фильмах «Роковая ошибка», «Парниковый эффект», «4 таксиста и собака».
  • Пассажиропоток Павелецкого вокзала составляет более 1 тыс. человек/час.[7]
  • Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин в 2009 году назвал «форменным варварством» планы московского правительства построить на площади Павелецкого вокзала гигантский торговый центр, который полностью закроет вид на вокзал со стороны Садового кольца[8].

Источники архивные

  • РГИА, ф. 446, оп. 30, д. 11. Доклад № 173 от 11 июня 1899 г. «О возведении пассажирского здания в гор. Москве для Павелецкой линии Рязано-Уральской жел. дор.»

Примечания

 п·о·р Москва — Ожерелье Павелецкое направление

условные обозначения

0 км Москва-Пасс.-Павелецкая
Жуков проезд
2 км Москва Товарная Павелецкая
Третье транспортное кольцо
4 км ЗИЛ
Большая Тульская улица, Варшавское шоссе
 Канатчиково – Кожухово 
Нагорный проезд
6 км Нижние Котлы
Варшавское шоссе
Коломенский проезд
6 км Коломенское
11 км Чертаново
 Покровская – Царицыно 
17 км Бирюлёво-Товарная
19 км Бирюлёво-Пассажирская
МКАД
Булатниково
Расторгуево
Калинина
р. Пахра
Ленинская
32 км 32 километр
36 км Домодедово
Авиационная
Космос
Аэропорт Домодедово
Взлётная
Востряково
49 км Белые Столбы
52 км 52 километр
Барыбино
Вельяминово
Привалово
 На Детково,Столбовую,  
Сандарово,Бекасово (Бол.кольцо)
ул.Шоссейная/ул.Тимирязева (пос.Михнево)
Михнево
ул.Донбасская (пос.Михнево)
ул.Донбасская (пос.Михнево)
 На Яганово,Воскресенск (Бол.кольцо) 
ул.Сельхозтехника (пос.Михнево)
79,7 Шугарово
84,9 85 километр
 На Яганово,Воскресенск (Бол.кольцо) 
ул.Железнодорожная (пос.Жилёво)
 На Жилёвские предприятия 
Жилёво
Ситенка
99 км Ступино
105 км Акри
Белопесоцкий
р. Ока
109 км Кашира
Кашира-Товарная
Тесна
118 км Ожерелье
 На Павелец I Тульский, Узловую 

dic.academic.ru

Павелецкий вокзал Москвы – история возникновения

Изначально Павелецкий вокзал и примыкавшая к нему ветка предназначались для нужд Общества Рязано-Уральской железной дороги. Эта компания была самой крупной частной транспортной компанией в России, а протяженность принадлежащих ей железных дорог к 1900 году составляла 3484 версты.

 

Фото 1. Павелецкий вокзал на старой фотографии

Небольшой участок дороги от Москвы до станции Павелец Рязанской области (237 верст) должен был связать столицу с основной железнодорожной трассой Общества. Важность этого направления трудно переоценить, т.к. оно открывало новые возможности для доставки в Москву «хлебных избытков» и другой продукции с южных окраин Российской империи.

К вопросу разрешения строительства были привлечены высшие чиновники государства: Московский Генерал-Губернатор Сергей Александрович (дядя царя Николая Второго), Глава Кабинета Министров С.Ю. Витте. Именно благодаря им, в мае 1897 года было озвучено благословение к началу работ от Николая Второго.

Павелецкий вокзал Москвы возводили по проекту известного архитектора А. Красовского под руководством главного инженера В.В. Тимофеева. Годом завершения строительства стал 1900 год, 1 сентября.

Здание вокзала построено в присущем тому времени стиле: симметричность строения по отношению к повышенной центральной части, устройство высоких окон, создание удобных подъездов.

Фото 2. Обновленное здание Павелецкого вокзала в городе Москве

Вокзал был обустроен всеми функциональными помещениями для таких сооружений: множественные входы, багажное отделение, билетные кассы, вестибюли, аптека, залы для публики, телеграф, буфет. Пассажирские залы делили на зоны, разделяя первый и второй класс обслуживания от третьего.

Фундамент Павелецкого вокзала выстроен из бута, а сами стены возводились из кирпича. Общая этажность устроена в два уровня. Третий уровень присутствовал в центральной купольной части сооружения и в мансардах боковых частей вокзала.

Общая длина вокзального здания составляла почти 84 метра с толщиною наружных стен в 2 с половиной кирпича. Внешнее оформление стен было выполнено специальным кирпичом, а цоколь отделали тесаным камнем.

С тыльной стороны вокзала располагались выходы на перроны, помещения для персонала и жандармов. С той же стороны был устроен вход в царские парадные залы.

В начале 80-х годов двадцатого столетия возникла необходимость реконструкции вокзала. Требования к проекту выдвигались достаточно жёсткие. Требовалось, с одной стороны, создать необходимые удобства для пассажиров, а с другой стороны – сохранить силуэт здания и облик площади, привычный жителям Москвы и гостям города.

Реконструкцию поручили тресту «Мострансстрой». Авторами проекта стали архитекторы А. Воронцов, А. Гурков и С. Кузнецов.

Обновлённый Павелецкий вокзал торжественно открыли 3 ноября 1987 года.

Новое здание значительно превосходило по размерам первоначальный проект архитектора Красовского: объем сооружения вырос в шесть раз, что позволило увеличить пропускную способность вокзала в 4 раза, до 10 тысяч железнодорожных пассажиров в час.

Изначально, вокзал назывался Саратовским. Такое же имя носила и привокзальная площадь. Название было дано по имени города расположения центрального управления Рязано-Уральской железной дороги.

Именно на Павелецкий вокзал столицы 23 января 1924 года прибыл из Горок траурный поезд с телом вождя – В.И. Ленина. В память о событии с левой стороны вокзала устроили Павильон-музей, а привокзальная площадь носила имя первого руководителя Советского государства с 1941года и вплоть до 1992.

Павелецкий вокзал Москвы можно увидеть в таких отечественных кинокартинах, как «Четыре таксиста и собака», а также «Роковая ошибка» и «Парниковый эффект».

Расположен железнодорожный вокзал по адресу: Москва, Павелецкая площадь, 1 (метро «Павелецкая»).

Последние добавленные на сайт статьи ...

progulkipomoskve.ru


Смотрите также