Ростральные колонны почему так называются


Бесплатный путеводитель по Санкт-Петербургу

Место: Стрелка Васильевского острова  Показать на карте Время создания: 1810 г. Создатель: Ж. Тома-де-Томон Почему так называются: колонны украшены скульптурными изображениями носов кораблей, так нызываемыми «рострами». Отрубленные носы захваченных у врага кораблей впервые прибили к ораторской трибуне римляне во время Латинской войны (340—338 до н. э). С тех пор ростры считаются символами морских побед. Первоначальное назначение: в императорский период колонны функционировали в качестве маяков, в чаши на вершине наливали масло, которое поджигалось ночью. И ныне в дни главных городских праздников на вершинах колонн можно увидеть огненные факелы. Замечательные особенности: у основания колонн находятся статуи, изображающие двух дам и двух старцев. Экскурсоводы рассказывают, что это аллегории главных рек европейской части России: Невы, Волхова, Волги и Днепра. Впрочем, никаких доказательств этих аллегорических построений не существует. Интересные факты: ростральная колонна представлены на 50-рублёвой купюре вместе с сомнительным изображением реки Невы.

Читать подробнее на wikipedia.ru

Рядом находятся / Find nearby:

ispbguide.com

Ростральные колонны

Содержание:

  • Историческая справка
  • Роль маяков
  • Реставрация
  • Необычные факты
  • Как добраться
  • Напоследок

Если вы приедете с туристическим визитом в Санкт-Петербург, то непременно отправляйтесь на обычные пешеходные прогулки, во время которых дух захватит от красоты и величия нашего города. Я уверена, что находясь в центре города, вы непременно попадете на Стрелку Васильевского острова, в место, наверняка знакомое вам по открыткам и фотографиям.

Ведь виды её архитектурного ансамбля также, как Эрмитаж, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор и другие известные достопримечательности, олицетворяют Северную столицу. Именно здесь находятся Ростральные колонны, о которых я намереваюсь вам рассказать.

Недаром одна из программ по сохранению наших монументальных скульптур названа «Петербург — город камня». Город на Неве действительно в каждом каменном здании-мосте-набережной, на мой взгляд, сосредоточил какую-то страницу нашей истории. Это касается и колонн.

При желании вы можете почитать о знаменитом Александрийском столпе на Дворцовой площади тут, о колонне «Воинская слава» возле Троице-Измайловского собора тут. Я дополню этот список повествованием о не менее известных Ростральных колоннах.

Историческая справка

Один питерский поэт однажды написал: «Как звёзды на погонах горят огни в ночах — Ростральные колонны на Питерских плечах...» Вообще, к этим уникальным петербургским памятникам архитектуры литераторы обращались нередко.

Вид колонн также пробуждал творческий порыв и у художников.

Происхождение названия

Однажды мне пришлось слышать на Стрелке Васильевского острова, как один карапуз громко спрашивал маму: «Так это и есть твои растрельные колонны?» Что она ему ответила, я не знаю, а вот вас могу успокоить — эти архитектурные сооружения очень миролюбивы, в прохожих они не стреляют и ничем не швыряют. А правильно произносится их название как «Ростральные».

Произошло такое наименование от латинского слова rostrum, что означает «нос корабля». Подобный обитый металлом «корабельный клюв» применялся для тарана судов неприятеля. А «рострами» с побеждённых судов украшались колонны, которые с Древнеримских времён воздвигались как символы морских побед.

Порой они, кроме того, несли и функцию маяков. Отмечу, что в России подобные сооружения имеются не только в Петербурге, но также во Владивостоке и Томске.

А первая ростральная колонна появилась в 260 г. до н. э. в Риме в честь победы в морской битве при Милах.

Создание колонн на Стрелке Васильевского острова

Разумеется, в главном городе морской славы России подобные столпы, олицетворяющие собой силу и мощь государственного военного флота, просто не могли не появиться. Так как изначально основатель Петербурга Пётр I желал видеть именно Васильевский остров центром своей столицы, то и последующая застройка шла в соответствии с задумкой государя.

Уже в начале XVIII века тут появляется дворец соратника Петра князя Меншикова. Также здесь находился торговый порт города. Вот об этом периоде нам с вами и напоминают здание Биржи и Ростральные колонны, которые появились на Стрелке Васильевского острова почти одновременно друг с другом.

Построены они по эскизу французского архитектора Жан Франсуа Тома де Томона в 1805-1810 годах. Этот мастер достаточно долго корпел над окончательным выбором декора колонн и их масштабом. Я читала, что верное решение ему помог принять наш отечественный зодчий Андреян Дмитриевич Захаров.

По его совету Ростральные колонны нужно было сделать такими, чтобы внутри них могли располагаться лестницы для подъема, а стены выполнить толстыми и прочными. И иностранный мэтр внял совету коллеги. Создание скульптурного убранства первоначально комиссия по строительству намерена была возложить на известных мастеров из Академии художеств. Но те (Демут-Малиновский, Анисимов, Соколов и др.) запросили слишком высокую оплату своего труда. Как обычно и делалось в подобных спорных случаях, заказ проекта был выставлен на торги. В итоге авторами фигур, украшающих колонны, которые мы с вами видим сегодня, стали И. Камберлен и Ж. Тибо.

Созданием якорей и ростр занимались кузнецы Шапов, Васильев и Корольков. Что касается кирпичной основы Ростральных колонн, то её сделали мастера из артели С. К. Суханова.

Украшающие фигуры

Когда вы подойдете полюбоваться Ростральными колоннами, то сразу непременно обратите внимание на грандиозные фигуры у их подножья. Первоначально архитектор Жан Франсуа Тома де Томон предлагал их выполнить из чугуна. Но эту сложную работу пришлось заменить каменными изваяниями.

Готовая архитектурная группа предстала перед горожанами к 1813 году. Она объединяет в себе четыре фигуры из пудостского известняка, который добывали в каменоломнях под Северной столицей в поселении Пудость Гатчинского района.

Почему был выбран данный материал? Дело в том, что он имеет способность сразу по извлечению из карьера легко поддаваться необходимой обработке. После недолгого времени, побыв на открытом воздухе, он накрепко затвердевает. В итоге три фигуры, расположенные у подножия колонн, были сделаны скульптором Тибо, а одна Камберленом (мужская у северной колонны). Что же означают эти два мужских и два женских образа?

Принято считать, что это аллегорическое представление знаменитых русских рек. У северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов. Но это лишь гипотеза, сам же создатель проекта Тома де Томон объяснял по-иному. Мол, его задумка олицетворяет собой морских и коммерческих богов.

А мы с вами уже знаем, что как раз у Стрелки Васильевского острова размещался торговый порт. Потому всё вполне логично. Но версия с нашими реками, мне лично всё же ближе для сердца.

Роль маяков

Считается, что помимо символического значения, как памятники морской славы, эти колонны также использовались и в качестве маяков. Причём южная Ростральная колонна указывала судам курс в Большую Неву, а северная — в Малую. Действительно, высота их — 32 метра — вполне позволяла справляться с данной ролью.

Я читала, что к вершинам колонн внутри устремляются винтовые лестницы. Они ведут к оборудованным смотровым площадкам, на которых раньше помещались жаровни-светильники на треногах, где жгли конопляное масло, использовавшееся для освещения.

Поговаривали, что это было не всегда безопасно для мимоидущих прохожих, так как раскалённые брызги нет-нет да и летели вниз. Отмечу, что уже к 1896 году такая угроза для пешеходов миновала, так как к колоннам было подведено электричество. Но и этот вид освещения из-за своей дороговизны использовался недолго. Кстати, в 1957 году к площадкам колонн провели газ. И сегодня мы с вами можем видеть в праздничные дни семиметровые горящие факелы.

Реставрация

Отмечу, что, к сожалению, пудостский камень весьма чувствителен к питерской капризной погоде. Из-за дождей и вечной сырости знаменитые фигуры при Ростральных колоннах стали разрушаться.

Приведу мнение известного специалиста по реставрационным работам Игоря Всеволодовича Крестовского. Он сообщал в 1928 году о том, что данная скульптурная группа, которую пытались реставрировать после революции, представляла теперь собою фигуры, не единожды окрашенные различной масляной краской. Кроме того, они были сплошь загипсованы и зацементированы. Оказывается, что при восстановительных работах того же 1928 года с каждой из скульптур пришлось извлечь не один воз «посторонних намазок». Обращал внимание специалистов И. В. Крестовский и на то, что очередные работы вновь ведутся неверно.

Но к его советам, к сожалению, не прислушались. Вообще, в советские годы было принято всё как-то быстренько «подправлять и подлатывать» именно к важным юбилейным датам. Делалось это наспех и без научного подхода. В тело скульптур вбивали штыри в качестве арматуры для очередной гипсовки, разрушенные фрагменты заменяли новыми из камней иных пород. И всё это щедро замазывалось опять-таки масляной краской.

Большой урон памятники понесли и в годы Великой Отечественной воны.

Но реставрационные мероприятия 1949 года не отличались от предыдущих по своей технологии. Такое состояние дел продолжалось вплоть до 1979 года. А ведь было необходимо произвести хотя бы гидрофобизацию (защиту камня от влаги). С сожалением сообщу вам, что эта халатность привела к значительным разрушениям данных памятников архитектуры, которые к 1996 году (новому этапу реставрации) находились в весьма плачевном состоянии.

В конце XX века специалисты предприняли целый ряд восстановительных работ: воспользовавшись новой реставрационной технологией, примененной ранее к скульптурам у Адмиралтейства, фигуры у Ростральных колонн промыли, нанесли на них состав от биопоражений, удалили поздние «доделки».

Затем при помощи специального раствора укрепили созданные недостающие детали из известняка. В качестве необходимых соединительных стержней были использованы изделия из корундовой керамики. Далее были проведены антикоррозирование, тонирование и защита от влаги.

С гордостью хочу отметить, что применённые технологии не имеют подобных себе аналогов в мире. Над спасением символа морской славы России трудился союз профессионалов: работники организаций по охране памятников и русские меценаты.

Необычные факты

Расскажу вам ещё о том, что почему-то данный памятник архитектуры стал предметом своеобразного интереса взломщиков. К примеру, лишь за 2011 год они умудрились дважды проникнуть внутрь одной из колонн. Одному «искателю приключений» даже удалось зажечь факел.

Но, к счастью, в результате этих странных набегов никто и ничто не пострадало.

Как добраться

В нашем городе я сама всегда стараюсь пользоваться самым удобным способом передвижения на общественном транспорте — езжу на метро. Далее, если это возможно, частенько просто хожу пешком.

Вы можете попасть на Стрелку Васильевского острова для того, чтобы вблизи взглянуть на Ростральные колонны (2 и 3) также несколькими путями.

Можно выйти на станции метро «Невский проспект» (1). От неё проехать на автобусе № 7 или троллейбусах № 10 и № 11 в сторону Невы. Выходить надо на первой остановке после Дворцового моста.

Мне же больше нравится другой путь. Доезжаете до станции метро «Адмиралтейская» (1).

Затем просто идёте пешком к колоннам на Стрелке Васильевского острова (2 и 3) минут 10-15, как я указала на карте, по пути любуясь другими памятниками архитектуры.

Напоследок

Сегодня величественные Ростральные колонны, красующиеся под петербургским небом, отчётливо видны для нас с вами с невских набережных. На фоне них очень любят фотографироваться туристы, местные жители.

Вы также можете присоединиться к их компании. Кстати, сюда постоянно приезжают свадебные эскорты, встретить которые по народной примете — к счастью. А кто же откажется от его дополнительной порции?

Отмечу, что в торжественные дни над Ростральными колоннами, как в прежние времена, горят факелы.

Особо красиво это выглядит в замечательный праздник выпускников «Алые паруса».

Есть, что добавить? (0)

travelask.ru

Ростральные колонны в Петербурге

Ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова были возведены в 1810 году. Колонны входят в большой ансамбль Cтрелки , который формировался более ста лет.

Однако основа этого ансамбля (здание Биржи и Ростральные колонны) была заложена в начале  XIX века французским архитектором Тома де Томоном.

В отличие от Чесменской и Морейской колонн в Царском Селе Ростральные колонны на Стрелке не являются памятником конкретной морской победы, но являются символом торжества русского флота, как военного, так и торгового.

Кроме важной декоративной роли в создании ансамбля Стрелки, колонны имели и сугубо практическое значение. Они были маяками, которые зажигали по ночам, и когда над Невой стелился туман. Один из них показывал путь для прохода судов по малой Неве, другой освещал путь по Большой Неве.

Такова распространенная версия о назначении колонн. Но не все с ней согласны. Некоторые историки указывают на то, что маяки на берегах рек ставят редко, тем более в центре большого города.

 Как знать? Расположенные на стрелке* в местности с непростым климатом и своенравной рекой, маяки возможно и не были бесполезны? Но это не более, чем размышления дилетанта.*Стрелка — место слияния, или разделения двух водных потоков.

Так или иначе, в 1885 году порт на Стрелке прекратил свое существование, и Ростральные колонны перестали служить маяками, даже, если таковыми и являлись.

Украшением мощных колонн стали стилизованные ростры кораблей.Правда, в отличие от римских триумфальных колонн, которые несли на себе носы настоящих побежденных судов, на питерских колоннах ростры условны.

Нижние ростры украшены фигурами русалок с крыльями

Ростры, расположенные на втором “ярусе”, декорированы головой животногоТретья пара украшена головой морского бога, или водяногоСамые верхние ростры рассекают питерское небо морскими коньками

Дорический ордер, который выбрал Тома де Томон для создания Ростральных колонн, более всего соответствовал идее могущества российского МОРСКОГО государства. Этот ордер самый строгий, мужественный (если так можно сказать) и мощный.Работая над ансамблем Стрелки Васильевского острова, Тома де Томон не удовлетворился единственным вариантом, и с каждым новым проектом менялись пропорции и декор Ростральных колонн.

Андреян Захаров – русский зодчий, который помогал в поисках оптимального решения, писал:

Колонны (высота 32 метра) выполнены из пудостского камня, оштукатурены, и выкрашены в темно красный (кирпичный) цвет.Внутри колонн – винтовая лестница ведет на верхнюю площадку, на которой установлены светильники в виде треножников с чашами, в которых пылали горящие фитили.Сначала это были смоляные факелы, позже смолу попытались заменить конопляным маслом, но при горении масло выбрасывало множество огненных брызг, что было небезопасно.

С появлением электричества была попытка (1896 г.) подключить к светильникам мощные лампы, однако этот способ оказался слишком дорогим. И от него отказались “по причине великого расхода”. В 1957 году, когда в Ленинграде началась масштабная газификация города, к Ростральным колоннам подвели газ. С тех пор мощные горелки в дни больших праздников выбрасывают в питерское небо семиметровые огненные струи.У подножия Ростральных колон – четыре фигуры из пудостского камня. Первоначально предполагалось отлить скульптуры из чугуна, но работа оказалась слишком сложной для того времени.По моделям скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо были выполнены модели, а знаменитый мастер Самсон Суханов высек по ним четыре фигуры, которые сидят у подножия колонн уже более века.Кого же изображают эти каменные сидельцы?

Чаще всего туристам говорят, что это символы рек – Волги, Днепра, Невы и Волхова. Но это не более, чем расхожая версия. Во-первых, обязательные атрибуты рек (сосуды с льющейся водой) есть только у двух фигур. К тому же сам Тома де Томон писал:

В городском фольклоре существует своя версия. По одной из легенд, объясняющей название Васильевского острова, здесь во времена оны жил некий рыбак Василий с женой Василисой. Предание гласит, что именно эта супружеская пара дала название острову.

Тот же фольклор утверждает, что именно эти старожилы удобно устроились у подножия Ростральных колонн, охраняя любимый остров.

Великая Отечественная война отметилась и на Ростральных колоннах: украшения были пробиты осколками и сильно поржавели. В 1947 – 1948 годах металлические украшения заменили дубликатами. Были восстановлены и скульптуры.

В моем студенческом прошлом (я училась в строительном институте)  был предмет “История архитектуры”. Не могу сказать, что будущие инженеры хорошо знали историю города, а от зачета никуда не денешься. Кто-то учил, а кто-то пытался выхватить факты на ходу. Помню такой разговор:

— А почему колонны – Ростральные?

— Да их Растрелли построил!

— Да нет, это потому, что около них расстреливали)))

А современная молодежь называет их “факелами”.

Впрочем, никакие шутки не мешают Ростральным колоннам оставаться одним из узнаваемых символов Санкт-Петербурга.

Где искать:

Васильевский остров, Биржевая площадь

Ближайшие станции метро: Спортивная, Адмиралтейская

© Елена Асташкевич, блог Я - петербурженка

    Метки: Васильевский остров, ростральные колонны     

i-peterburgenka.ru

Ростральные колонны

В ансамбль Стрелки Васильевского острова по проекту французского архитектора Ж.Ф. Тома де Томона были включены две ростральные колонны-маяки. Архитектор долго и тщательно работал над совершенством пропорций колонн. Рострумом (в переводе с латинского означает «клюв») называли нос корабля. В Древнем Риме было принято отмечать победы на море колоннами, которые украшались носами захваченных кораблей неприятеля.

Ростральные колонны появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Одна из них была маяком для судов на малой Неве, другая - указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года. Ростральные колонны являются памятником военно-морской славы России. Колонны, сложенные из пудожского камня, достигает высоты в тридцать два метра. Внутри колонн находится винтовая лестница. Металлический треножник, держащий чашу-светильник, находится на верхней площадке каждой колонны. Ярко-оранжевые факелы на ростральных колоннах (в 1957 году к чашам подвели газ) зажигаются в дни праздников и торжеств в Санкт-Петербурге.

Ростральные колонны украшены рострами. Внизу колонны располагается самая большая пара ростр, укрепленная так, что один нос корабля обращен к Неве, другой – к Бирже. Ростры декорированы фигурой наяды (речного божества). Вторая пара расположена перпендикулярно первой, они украшены головой крокодила , морскими коньками и рыбами. Ростры третьей пары декорированы головой водяного, а четвертая, самой верхней, - изображениями морских коньков. У подножия ростральных колонн находятся монументальные статуи: сидящие две мужские и две женские фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву.

Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо, которых хорошо знал Томон. Первоначально Тома де Томон хотел, чтобы статуи рек были чугунными, но от этого замысла пришлось отказаться. Триумфальные колонны-маяки созданы при участии легендарного каменотеса С.К. Суханова, выходца из бедных крестьян Вологодской губернии. В то время он сотрудничал с лучшими архитекторами Санкт-Петербурга, но затем разорился и умер в безвестности.

Примечательно, что проектные и строительные работы, связанные с ростральными колоннами, постоянно находились под контролем Совета Академии художеств во главе с великим зодчим А.Д.Захаровым. Обсуждалось все – и практическое назначение, и художественный облик. Это говорит об огромном значении, которое придавалось этим сооружениям. Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив.

В ходе работ над Стрелкой Васильевского острова, она была поднята подсыпкой грунта, чтобы избежать затопления водами Невы. Кроме того, Неву «отодвинули» примерно на сто метров. В зимнее время на льду перед стрелкой собирались тысячи людей, устраивались гулянья, санные бега.

opeterburge.ru


Смотрите также